Творчество – важная часть развития ребенка. Расскажем, какие занятия рекомендует для детей методика Монтессори и с чего лучше начать.
Почему важно уделять внимание творческому развитию ребенка
Эти занятия приносят много пользы. В частности, таким образом малыш:
- Самовыражается, создает нечто уникальное. Это доставляет ему много удовольствия, а также помогает прощупать границы своих интересов и способностей, стимулировать воображение. Дети, которые часто занимаются творчеством, вырастают более креативными, склонными к изобретениям. Кроме того, это формирует уверенность в себе, способствует здоровой самооценке, а значит, успешности в жизни.
- Знакомится с окружающим миром. В процессе рисования, лепки и других занятий он учится определять цвета, осваивает их сочетания, начинает понимать особенности предметов разных форм и фактур. Все это закладывает отличный фундамент под обучение естественным наукам и понимание природы вещей.
- Находит применение своей энергии. Малыши каждый день узнают много нового об окружающем мире. Все это вызывает у них различные эмоции. Творчество помогает переработать весь этот опыт и выместить его в безопасной форме. Такие занятия станут прекрасным вкладом в формирование здоровой психики.
- Формирует базовые социальные навыки. Занятия часто предполагают контакт с другими детьми и взрослыми. Для отдельных видов творчества необходимо обязательное участие партнера. Ребенок учится коммуницировать, работать в команде и решать простейшие конфликты.
Каким творчеством можно заниматься с детьми по методу Монтессори
К наиболее доступным и увлекательным занятиям можно отнести:
- Рисование. Сначала используют безопасные пальчиковые краски на основе пищевых красителей. Это позволит малышу познакомиться с новым материалом. Лучше начинать рисование в защитном фартуке, используя лишь небольшую баночку одного или двух цветов. Затем рекомендуется переходить к материалам, которые стимулируют развитие мелкой моторики. К ним относятся карандаши и мелки. Уже после этого смело можно давать ребенку кисть. Пусть первые работы будут простыми. Малыш может ставить точки, делать мазки или заполнять цветом уже готовые контуры. Особенно увлекательной может оказаться техника нанесения штампов. Для оттисков использую губку, разрезанный пополам овощ, лист дерева, кусочек ткани или другой подходящий предмет.
- Лепка. Работа пальчиками положительно сказывается на работе всего мозга. Лепка вносит вклад в развитие мелкой моторики, речи, пространственного воображения, фантазии, концентрации, памяти. Для занятий подойдет детский пластилин, специальная масса для моделирования, тесто, глина. Чем младше ребенок, тем мягче должен быть материал. Сначала дети катают из материала шарики и колбаски, потом учатся собирать из них более сложные композиции, смешивая различные цвета.
- Аппликация. Такой вид деятельности не менее интересен, чем рисование. Кроме того, именно аппликация учит малышей алгоритмам действий. Здесь сначала нужно нарисовать контуры фигуры, затем ее вырезать, намазать клеем и поместить на нужное место на листе. Это позволяет создавать настоящие картины и красочные открытки. В композицию можно включить листья, крупы, сахар и многое другое.
- Занятия музыкой. Звуки всегда увлекают малышей. Детский барабан, колокольчики, ксилофон, маракасы – это весело, а также полезно. Музыка развивают слух и чувство гармонии.
- Шитье. Многие малыши старше двух лет с удовольствием делают стежки тупой иглой. Позже они успешно осваивают вышивание. Постепенно дети могут принимать все больше участия в создании полноценных изделий. Например, малыши постарше охотно создают реквизит для спектаклей.
Нюансы организации творческих занятий
В специальных учреждениях, таких как монтессори-школа «Земляне», подобные занятия организуются по определенным правилам. Важно взять их на вооружение и для домашнего творчества:
- Для хранения всех материалов выделяется отдельная постоянная зона.
- Малыш сразу должен приучаться убирать за собой – все необходимые губки и салфетки держат рядом с красками и кистями.
- Первые занятия могут быть короткими – 5 минут достаточно для знакомства с материалами на начальных этапах.
- Правильно чередовать разные виды творчества – это увлекательно. Кроме того, так малыш учится искать то, что для него приятнее, к чему он сможет проявить способности.
